В связи с отсутствием в действующем законодательстве законодательных механизмов, направленных на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников - физических лиц, предлагается издание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.
Законопроектом определяются, в том числе, общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, способы взаимодействия с должником, ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (в частности, не допускаются направленные на возврат долгов действия кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, связанные в том числе с применением к должнику физической силы либо угрозой, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения, оказанием психологического давления на должника).
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, не допускается направленное на возврат долга взаимодействие с должником (непосредственное взаимодействие) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по месту жительства должника, известному кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, частое взаимодействие посредством личных встреч (более одного раза в неделю), при взаимодействии посредством телефонных переговоров (более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц).
В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, должнику должны быть сообщены ФИО физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, ФИО или наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени или в его интересах. Должник вправе направить через нотариуса кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, заявление с указанием на осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя или на отказ от взаимодействия.
Устанавливается, что юридическое лицо приобретает права и обязанности лица, осуществляющего деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности со дня внесения сведений о нем в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о нем из реестра.
Определяются требования к юридическому лицу (в том числе регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов - не менее 10 млн. рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и др.), к работникам такого юридического лица.
Устанавливается порядок осуществления контроля за деятельностью таких юридических лиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписаний об устранении нарушений.
За нарушение требований законодательства о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов предлагается установить административную ответственность
В связи с разработкой проекта Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" предусматривается внесение изменений, в том числе, в Федеральные законы "О персональных данных", "О кредитных историях", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О потребительском кредите (займе)", а также в КоАП РФ.
В частности, предлагается установить административную ответственность, в том числе за:
совершение кредитором или лицом, действующим от его имени или в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат долгов, нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов (штраф для граждан от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юридических лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей);
аналогичное нарушение, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности (штраф для должностных лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юридических лиц - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток);
незаконное осуществление лицом, не включенным в реестр, действий, которые могут осуществляться только включенным в реестр юридическим лицом (штраф для граждан от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юридических лиц - от 200 тысяч до 2 миллионов рублей).
|