Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон о противодействии коррупции).
Кроме того, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции и устранение причин, ее порождающих Президентом РФ Указами от 13.04.2010 N 460 и от 29.06.2018 N 378 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы (далее – Национальный план). Помимо этого, Президентом РФ были приняты Указы от 19.05.2008 N 815 “О мерах по противодействию коррупции”, от 02.04.2013 N 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”, от 08.07.2013 N 613 “Вопросы противодействия коррупции” и от 15.07.2015 N 364 “О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции”. А Указами от 21.09.2009 N 1065 и N 1066 утверждены соответственно Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению и Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.
Правовую основу противодействия коррупции помимо Закона о противодействии коррупции и названных указов Президента РФ составляют также другие федеральные законы*(1), международные договоры РФ – Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года*(2) и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная от имени РФ 27 января 1999 года в г. Страсбурге*(3), нормативные правовые акты Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти*(4), нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.
Под термином “коррупция” согласно п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
В то же время противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
При этом содержание таких понятий как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений можно трактовать следующим образом.
Выявление коррупционного правонарушения – это обнаружение его признаков по материальным или идеальным следам.
Предупреждение коррупционного правонарушения – это выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Пресечение коррупционного правонарушения – воспрепятствование продолжению совершения обнаруженного коррупционного правонарушения, доведению его до завершения.
Раскрытие коррупционного правонарушения – выявление подозреваемого и изобличение его системой доказательств по делу (преступление считается раскрытым с того момента, когда доказана вина субъекта).
Расследование коррупционного правонарушения – регламентируемая законодательством РФ и основанная на нем деятельность уполномоченных субъектов по собиранию, исследованию, оценке доказательств и использованию их с целью принятия решения по делу.
Противодействие коррупции в РФ основывается на семи основных принципах, к которым законодатель относит:
1) признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;
2) принцип законности;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3 Закона о противодействии коррупции).
Отметим, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами РФ и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Целями такого сотрудничества являются:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонаождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией (ч. 1 ст. 4 Закона о противодействии коррупции).
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определены в Национальном плане.
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции раскрыты в ст. 7 Закона о противодействии коррупции.
За совершение коррупционных правонарушений граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
Согласно ст. 14 Закона о противодействии коррупции в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности предусмотренные законодательством РФ.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
|